Обслуживание
Настройка програмного обеспечения. Перепрограмирование и калибровка датчиков, сезонное обслуживание и поверка.

Планирование и организация эксплуатации метеооборудования аэродромов

Основными задачами организации эксплуатации метеооборудования являются:

- поддержание показателей безотказности и долговечности метеооборудования в пределах, установленных эксплутационной документацией (ЭД);

- контроль за сохранностью нормированных метрологических характеристик СИ и измерительных систем, входящих в состав метеооборудования, в пределах, установленных ЭД.

Планирование эксплуатации метеооборудования
Планирование эксплуатации метеооборудования включает в себя разработку годовых, квартальных и месячных планов работ по эксплуатации метеооборудования и поверке приборов. Годовые планы работ по эксплуатации метеооборудования разрабатывают на основании: - фактического наличия метеооборудования и его технического состояния; - плана поступления нового метеооборудования; - плановых сроков среднего, капитального ремонта метеооборудования или сроков его списания; - установленной периодичности технического обслуживания метеоборудования. В годовые планы работ по эксплуатации метеооборудования (Приложение Б Правил эксплуатации метеорологического оборудования аэродромов гражданской авиации" (утв. Росгидрометом 01.03.2009)) включают: - сезонное техническое обслуживание (подготовку метеооборудования к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации); - монтаж и установку новой техники; - отправку ТС в ремонт и списание ТС, достигших предельного состояния; - проведение технической экспертизы и продление ресурса метеооборудования, выработавшего средний или продленный ресурс; - поверку приборов в соответствии с графиками; - работы, направленные на совершенствование организации технического обслуживания метеооборудования; - проведение технической учебы по эксплуатации метеооборудования. Годовые планы работ по эксплуатации метеооборудования аэродромов составляет заместитель начальника АМЦ, АМСГ или инженер по эксплуатации приборов и утверждает начальник АМЦ, АМСГ. Пункты годовых планов, выполнение которых связано со службами аэродромов, согласовываются с соответствующими службами. Месячные, квартальные планы работы АМЦ, АМСГ по эксплуатации метеооборудования составляются на основании годовых планов работы и включают (Приложение В Правил эксплуатации метеорологического оборудования аэродромов гражданской авиации" (утв. Росгидрометом 01.03.2009)): - все виды технического обслуживания метеооборудования (оперативное, периодическое, специальное); - поверку СИ, измерительных систем; - все необходимые виды ремонта; - монтаж и установку новой техники; - демонтаж и отправку метеооборудования в ремонт; - проведение технической экспертизы метеооборудования, выработавшего средний или продленный ресурс; - мероприятия по доработке метеооборудования и др. Месячные (квартальные) планы работы АМЦ, АМСГ по эксплуатации метеооборудования составляет инженер по эксплуатации приборов, а там, где эта должность отсутствует согласно штатно-должностному расписанию, - начальник АМЦ, АМСГ.

Организация работы по техническому обслуживанию метеооборудования
Метеооборудование должно находиться в работоспособном состоянии круглосуточно. Надежная работа метеооборудования обеспечивается его грамотным использованием дежурными техниками-метеорологами и профессионально налаженным обслуживанием инженерно-техническим персоналом АМЦ, АМСГ, ответственным за его эксплуатацию. Измерения метеовеличин и характеристик, необходимых для обеспечения взлета и посадки воздушных судов, производят дежурные техники-метеорологи. На них возлагается ответственность за правильное и грамотное использование СИ и измерительных систем, проведение метеонаблюдений и доведение метеоинформации до диспетчеров службы организации воздушного движения (ОрВД). Рабочее место дежурного техника-метеоролога должно быть оборудовано средствами управления и контроля работоспособности СИ, особенно работающих дистанционно, а также средствами прямой связи с диспетчерами службы ОрВД, начальником дежурной смены АМЦ, АМСГ или дежурным синоптиком. Порядок проведения метеонаблюдений, объем передаваемой диспетчерам службы ОрВД метеоинформации определяется наставлением по метеообеспечению ГА [2], должностными инструкциями и другими руководящими документами Росгидромета и ГА. Согласно должностной инструкции техники-метеорологи во время дежурства: - контролируют работоспособность СИ, их работу в заданных ЭД режимах; - критически оценивают достоверность результатов измерения метеовеличин и контролируют правильность передачи их диспетчерам службы ОрВД; - ведут журнал учета работы метеооборудования (Приложение Г). При приеме дежурства техник-метеоролог обязан проверить: - наличие, техническое состояние (работоспособность) используемых СИ, АМИИС, средств доведения метеоинформации диспетчерам службы ОрВД и средств связи; - наличие медицинской аптечки и средств пожаротушения, а также наличие приспособлений, обеспечивающих безопасность персонала при работе с ТС; - записи в журнале учета работы метеооборудования во время дежурства предшествующего техника-метеоролога. При обнаружении отклонений от нормальных режимов работы ТС или выявлении их неработоспособности техник-метеоролог обязан: - произвести переход на резервное средство или на визуальный метод определения метеовеличин; - определить характер отказа, сообщить об этом начальнику смены (дежурному синоптику) и сделать соответствующую запись в журнале учета работы метеооборудования (Приложение Г). При проведении измерений (метеонаблюдений) необходимо соблюдать правила техники безопасности [3]. Техническое обслуживание метеооборудования аэродромов должно производиться инженерно-техническими работниками АМЦ (АМСГ) по планово-предупредительной системе, предусматривающей строгое выполнение планов работы АМЦ (АМСГ) по технической эксплуатации метеооборудования с целью: - повышения безотказности, т.е. предупреждения отказов метеооборудования при использовании его для измерения метеовеличин; - увеличения ресурса (срока службы). Регламенты технического обслуживания метеооборудования аэродромов содержатся в руководствах по эксплуатации (РЭ). Техническое обслуживание метеооборудования производят: - инженерно-технические работники АМЦ, АМСГ, а при их отсутствии - дежурные техники-метеорологи - оперативное ежедневное техническое обслуживание; - инженерно-технические работники АМЦ, АМСГ - недельное, месячное, квартальное техническое обслуживание; - техническая группа (бригада), состоящая из инженерно-технических работников АМЦ, АМСГ, ответственных за эксплуатацию СИ и АМИИС, в том числе метеорологического радиолокатора (МРЛ), и, при необходимости, специалистов технических групп ГУ "УГМС", "ЦГМС-Р" - специальное, сезонное или годовое техническое обслуживание. Бригадный метод технического обслуживания метеооборудования аэродромов является наиболее целесообразным, так как обеспечивает более полное проведение регламентных работ и дает лучшие показатели качества. Для проведения регламентных и ремонтных работ метеооборудования аэродромов должно быть выделено отапливаемое помещение (мастерская) площадью не менее 20 кв. м. В мастерской размещают оборудование, инструмент, контрольно-измерительные приборы, необходимые для проведения настройки и текущего ремонта метеооборудования. Запасное или временно не используемое метеооборудование должно храниться в кладовой, где обеспечивают температуру и относительную влажность воздуха, соответствующие условиям хранения радиоэлектронной аппаратуры, запасного имущества и приспособлений (ЗИП) и расходных материалов: температура воздуха от 5 °C до 35 °C, относительная влажность не более 65%. В неотапливаемых помещениях допускается хранить инструмент, изоляционные материалы, лакокрасочные изделия, кабели, провода, упаковочную тару и др. Под навесами и на открытых площадках разрешается хранить метеооборудование, размещенное (смонтированное) в контейнерах (кунгах), а также кабели связи. При хранении метеооборудования в неблагоприятных условиях (под навесами, в неотапливаемых помещениях или в помещениях с высокой влажностью) оно должно быть законсервировано в соответствии с правилами, установленными ЭД. В кладовых должна обеспечиваться сохранность имущества и противопожарная безопасность; в них должно быть естественное и искусственное освещение для производства работ в любое время суток, стеллажи ЗИП и материалов. Запрещается хранить в кладовых легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные и ядовитые вещества. Для осуществления технического обслуживания метеооборудования, установленного на аэродроме, необходимы транспортные средства для перевозки инженерно-технического состава, контрольно-измерительных приборов, инструмента, принадлежностей и расходного материала. Руководство аэропорта, в котором установлено метеооборудование, должно создавать необходимые условия для технического обслуживания метеооборудования, в том числе выделять транспортные средства и помещения для мастерской и кладовой, а также обеспечить подъездные дороги к местам установки метеооборудования. Указанные обязательства оговариваются локальным соглашением на хоздоговорной основе. Вывод метеооборудования из эксплуатации для проведения технического обслуживания и поверки производится лицами, ответственными за его эксплуатацию, по согласованию с заместителем начальника (начальником) АМЦ, АМСГ или с инженером по эксплуатации приборов. На период выключения основных СИ и средств доведения метеоинформации для проведения технического обслуживания производится переход на резервные средства. Для проведения технического обслуживания и поверки нерезервированных СИ их выключение осуществляется на основании утвержденного плана работы, согласованного со службой ОрВД.