Настройка програмного обеспечения. Перепрограмирование и калибровка датчиков, сезонное обслуживание и поверка.
Планирование и организация эксплуатации метеооборудования аэродромов
Основными задачами организации эксплуатации метеооборудования являются:
- поддержание показателей безотказности и долговечности метеооборудования в пределах, установленных эксплутационной документацией (ЭД);
- контроль за сохранностью нормированных метрологических характеристик СИ и измерительных систем, входящих в состав метеооборудования, в пределах, установленных ЭД.
Планирование эксплуатации метеооборудования
Планирование эксплуатации метеооборудования включает в себя разработку годовых, квартальных и месячных планов работ по эксплуатации метеооборудования и поверке приборов.
Годовые планы работ по эксплуатации метеооборудования разрабатывают на основании:
- фактического наличия метеооборудования и его технического состояния;
- плана поступления нового метеооборудования;
- плановых сроков среднего, капитального ремонта метеооборудования или сроков его списания;
- установленной периодичности технического обслуживания метеоборудования.
В годовые планы работ по эксплуатации метеооборудования (Приложение Б Правил эксплуатации метеорологического оборудования аэродромов гражданской авиации" (утв. Росгидрометом 01.03.2009)) включают:
- сезонное техническое обслуживание (подготовку метеооборудования к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации);
- монтаж и установку новой техники;
- отправку ТС в ремонт и списание ТС, достигших предельного состояния;
- проведение технической экспертизы и продление ресурса метеооборудования, выработавшего средний или продленный ресурс;
- поверку приборов в соответствии с графиками;
- работы, направленные на совершенствование организации технического обслуживания метеооборудования;
- проведение технической учебы по эксплуатации метеооборудования.
Годовые планы работ по эксплуатации метеооборудования аэродромов составляет заместитель начальника АМЦ, АМСГ или инженер по эксплуатации приборов и утверждает начальник АМЦ, АМСГ. Пункты годовых планов, выполнение которых связано со службами аэродромов, согласовываются с соответствующими службами.
Месячные, квартальные планы работы АМЦ, АМСГ по эксплуатации метеооборудования составляются на основании годовых планов работы и включают (Приложение В Правил эксплуатации метеорологического оборудования аэродромов гражданской авиации" (утв. Росгидрометом 01.03.2009)):
- все виды технического обслуживания метеооборудования (оперативное, периодическое, специальное);
- поверку СИ, измерительных систем;
- все необходимые виды ремонта;
- монтаж и установку новой техники;
- демонтаж и отправку метеооборудования в ремонт;
- проведение технической экспертизы метеооборудования, выработавшего средний или продленный ресурс;
- мероприятия по доработке метеооборудования и др.
Месячные (квартальные) планы работы АМЦ, АМСГ по эксплуатации метеооборудования составляет инженер по эксплуатации приборов, а там, где эта должность отсутствует согласно штатно-должностному расписанию, - начальник АМЦ, АМСГ.
Организация работы по техническому обслуживанию метеооборудования
Метеооборудование должно находиться в работоспособном состоянии круглосуточно.
Надежная работа метеооборудования обеспечивается его грамотным использованием дежурными техниками-метеорологами и профессионально налаженным обслуживанием инженерно-техническим персоналом АМЦ, АМСГ, ответственным за его эксплуатацию.
Измерения метеовеличин и характеристик, необходимых для обеспечения взлета и посадки воздушных судов, производят дежурные техники-метеорологи. На них возлагается ответственность за правильное и грамотное использование СИ и измерительных систем, проведение метеонаблюдений и доведение метеоинформации до диспетчеров службы организации воздушного движения (ОрВД).
Рабочее место дежурного техника-метеоролога должно быть оборудовано средствами управления и контроля работоспособности СИ, особенно работающих дистанционно, а также средствами прямой связи с диспетчерами службы ОрВД, начальником дежурной смены АМЦ, АМСГ или дежурным синоптиком.
Порядок проведения метеонаблюдений, объем передаваемой диспетчерам службы ОрВД метеоинформации определяется наставлением по метеообеспечению ГА [2], должностными инструкциями и другими руководящими документами Росгидромета и ГА.
Согласно должностной инструкции техники-метеорологи во время дежурства:
- контролируют работоспособность СИ, их работу в заданных ЭД режимах;
- критически оценивают достоверность результатов измерения метеовеличин и контролируют правильность передачи их диспетчерам службы ОрВД;
- ведут журнал учета работы метеооборудования (Приложение Г).
При приеме дежурства техник-метеоролог обязан проверить:
- наличие, техническое состояние (работоспособность) используемых СИ, АМИИС, средств доведения метеоинформации диспетчерам службы ОрВД и средств связи;
- наличие медицинской аптечки и средств пожаротушения, а также наличие приспособлений, обеспечивающих безопасность персонала при работе с ТС;
- записи в журнале учета работы метеооборудования во время дежурства предшествующего техника-метеоролога.
При обнаружении отклонений от нормальных режимов работы ТС или выявлении их неработоспособности техник-метеоролог обязан:
- произвести переход на резервное средство или на визуальный метод определения метеовеличин;
- определить характер отказа, сообщить об этом начальнику смены (дежурному синоптику) и сделать соответствующую запись в журнале учета работы метеооборудования (Приложение Г).
При проведении измерений (метеонаблюдений) необходимо соблюдать правила техники безопасности [3].
Техническое обслуживание метеооборудования аэродромов должно производиться инженерно-техническими работниками АМЦ (АМСГ) по планово-предупредительной системе, предусматривающей строгое выполнение планов работы АМЦ (АМСГ) по технической эксплуатации метеооборудования с целью:
- повышения безотказности, т.е. предупреждения отказов метеооборудования при использовании его для измерения метеовеличин;
- увеличения ресурса (срока службы).
Регламенты технического обслуживания метеооборудования аэродромов содержатся в руководствах по эксплуатации (РЭ).
Техническое обслуживание метеооборудования производят:
- инженерно-технические работники АМЦ, АМСГ, а при их отсутствии - дежурные техники-метеорологи - оперативное ежедневное техническое обслуживание;
- инженерно-технические работники АМЦ, АМСГ - недельное, месячное, квартальное техническое обслуживание;
- техническая группа (бригада), состоящая из инженерно-технических работников АМЦ, АМСГ, ответственных за эксплуатацию СИ и АМИИС, в том числе метеорологического радиолокатора (МРЛ), и, при необходимости, специалистов технических групп ГУ "УГМС", "ЦГМС-Р" - специальное, сезонное или годовое техническое обслуживание.
Бригадный метод технического обслуживания метеооборудования аэродромов является наиболее целесообразным, так как обеспечивает более полное проведение регламентных работ и дает лучшие показатели качества.
Для проведения регламентных и ремонтных работ метеооборудования аэродромов должно быть выделено отапливаемое помещение (мастерская) площадью не менее 20 кв. м.
В мастерской размещают оборудование, инструмент, контрольно-измерительные приборы, необходимые для проведения настройки и текущего ремонта метеооборудования.
Запасное или временно не используемое метеооборудование должно храниться в кладовой, где обеспечивают температуру и относительную влажность воздуха, соответствующие условиям хранения радиоэлектронной аппаратуры, запасного имущества и приспособлений (ЗИП) и расходных материалов: температура воздуха от 5 °C до 35 °C, относительная влажность не более 65%. В неотапливаемых помещениях допускается хранить инструмент, изоляционные материалы, лакокрасочные изделия, кабели, провода, упаковочную тару и др.
Под навесами и на открытых площадках разрешается хранить метеооборудование, размещенное (смонтированное) в контейнерах (кунгах), а также кабели связи. При хранении метеооборудования в неблагоприятных условиях (под навесами, в неотапливаемых помещениях или в помещениях с высокой влажностью) оно должно быть законсервировано в соответствии с правилами, установленными ЭД.
В кладовых должна обеспечиваться сохранность имущества и противопожарная безопасность; в них должно быть естественное и искусственное освещение для производства работ в любое время суток, стеллажи ЗИП и материалов.
Запрещается хранить в кладовых легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные и ядовитые вещества.
Для осуществления технического обслуживания метеооборудования, установленного на аэродроме, необходимы транспортные средства для перевозки инженерно-технического состава, контрольно-измерительных приборов, инструмента, принадлежностей и расходного материала.
Руководство аэропорта, в котором установлено метеооборудование, должно создавать необходимые условия для технического обслуживания метеооборудования, в том числе выделять транспортные средства и помещения для мастерской и кладовой, а также обеспечить подъездные дороги к местам установки метеооборудования. Указанные обязательства оговариваются локальным соглашением на хоздоговорной основе.
Вывод метеооборудования из эксплуатации для проведения технического обслуживания и поверки производится лицами, ответственными за его эксплуатацию, по согласованию с заместителем начальника (начальником) АМЦ, АМСГ или с инженером по эксплуатации приборов. На период выключения основных СИ и средств доведения метеоинформации для проведения технического обслуживания производится переход на резервные средства.
Для проведения технического обслуживания и поверки нерезервированных СИ их выключение осуществляется на основании утвержденного плана работы, согласованного со службой ОрВД.