Комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности оборудования в процессе эксплуатации.
Ремонт метеооборудования аэродромов
В зависимости от характера отказов или неисправностей, объема и сложности восстановительных работ ремонт метеооборудования подразделяется на текущий, средний и капитальный.
Ремонт метеооборудования, входящего в перечень СИ и АМИИС, должен проводиться организациями, имеющими разрешительные документы (лицензию или аттестат аккредитации) на проведение ремонта.
Текущий ремонт
Текущий ремонт выполняют для обеспечения или восстановления работоспособности изделия. Он состоит в замене и (или) восстановлении отдельных узлов (элементов) изделия.
Текущий ремонт метеооборудования аэродромов (не относящегося к СИ и АМИИС) производит инженерно-технический состав, обслуживающий его, или ремонтное подразделение ГУ "ЦГМС-Р" (при его наличии), ГУ "УГМС" (как правило, монтажно-ремонтный отдел (группа) ССИ) немедленно при выявлении отказов или неисправностей (повреждений).
Текущий ремонт СИ и АМИИС производят специалисты аккредитованной на ремонт организации, немедленно при выявлении отказов или неисправностей (повреждений), а также выхода нормированных метрологических характеристик за установленные пределы. После текущего ремонта производят настройку и регулировку СИ и АМИИС. При необходимости может быть проведена первичная поверка после ремонта (согласно 7.3).
При необходимости после проведения первичной поверки исключают доступ к регулировочным узлам, влияющим на метрологические характеристики СИ и АМИИС, путем установки поверителем специального клейма с отметкой об этом в свидетельстве о поверке.
О проведенном ремонте и результатах измерения технических параметров после текущего ремонта производят запись в ФО (паспорт).
Ответственность за качество ремонта изделия возлагается на организацию, специалист которой производил ремонт.
При устранении неисправностей не разрешается вносить изменения в схемы и конструкции узлов, деталей и изменять их спецификацию. Переделки допускаются только по специальным заводским бюллетеням.
В случае невозможности устранения неисправности на месте эксплуатации начальник АМЦ, АМСГ докладывает в ССИ УГМС для принятия решения по процедуре восстановления работоспособности метеооборудования (предъявление рекламации или заявка на ремонт на предприятие-изготовитель по окончании гарантийного срока или проведение среднего ремонта, или отправка в капитальный ремонт, или списание).
Средний ремонт
Средний ремонт выполняют для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей в объеме, установленном в нормативно-технической документации.
Средний ремонт метеооборудования аэродромов производят на месте эксплуатации:
- измерителей ВНГО (ИВО-1, ИВО-1М, РВО-2, ДВО-2), измерителей-регистраторов МДВ, анеморумбометров (М-63М, М-63М-1) - специалисты ССИ ГУ "УГМС", "ЦГМС-Р" или ЭПМ ГГО с участием инженерно-технического персонала АМЦ и АМСГ;
- АМИИС, регистраторов дальности видимости - представители предприятия-изготовителя;
- МРЛ-2, МРЛ-5 - специалисты ГУ "ГГО", с участием инженерно-технического персонала АМЦ и АМСГ.
При среднем ремонте измерителей ВНГО (ИВО-1, ИВО-1М, РВО-2) производят:
- ремонт механизма открывания и закрывания защитных крышек передатчика и приемника;
- замену переключателя, предназначенного для включения импульсной лампы;
- проверку исправности штепсельных разъемов и кабелей, соединяющих передатчик и приемник с пультом управления, их ремонт или (при необходимости) замену;
- проверку зеркал-отражателей передатчика и приемника, их замену при повреждении или потемнении зеркальной поверхности на 30% и более от общей площади;
- проверку яркости и резкости изображения сигнала на ЭЛТ и при необходимости замену ее.
При среднем ремонте измерителей ВНГО типа РВО-2М, ДВО-2 производят:
- проверку состояния защитных стекол;
- замену переключателя, предназначенного для включения импульсной лампы;
- проверку исправности штепсельных разъемов и кабелей, соединяющих передатчик и приемник с пультом управления, их ремонт или (при необходимости) замену;
- проверку зеркал-отражателей передатчика и приемника, их замена при повреждении или потемнении зеркальной поверхности на 30% и более от общей площади;
- проверку яркости и резкости изображения сигнала на ЭЛТ и при необходимости замену ее.
При среднем ремонте М-63М, М-63М-1 производят:
- полную разборку и сборку первичного измерительного преобразователя параметров ветра с промывкой, смазкой и, если необходимо, замену подшипников, герконов;
- проверку исправности транзисторов, плат в пульте и, при необходимости, замену их.
При среднем (плановом) ремонте МРЛ-2, МРЛ-5 производят:
- техническую проверку параметров МРЛ, уточнение акта дефектации;
- ремонт антенно-волноводной системы и привода антенного устройства;
- ремонт и настройку приемо-передающих устройств;
- профилактику, ремонт и регулировку индикаторов, блока запусков, проверку и регулировку блоков вторичного питания;
- ремонт и регулировку аппаратуры преобразования угловой информации;
- ремонт проточно-вытяжной вентиляции и обогрева;
- ремонт и профилактику первичных источников электроснабжения;
- прогон и комплексную проверку МРЛ после ремонта.
После проведения среднего ремонта метеооборудования аэродромов производят его поверку.
По результатам среднего (планового) ремонта составляют акт по форме Приложения К и прикладывают свидетельство ремонтного предприятия (форма произвольная), в котором дают краткое описание выполненных работ и указывают установленный ремонтным предприятием ресурс отремонтированных блоков до следующего ремонта и установленные гарантии. Также прикладывают свидетельства о поверке отремонтированных СИ и/или АМИИС.
Заключение в акте о восстановлении ресурса (срока службы) дают:
- на измерители ВНГО, измерители-регистраторы МОД, анеморумбометры - руководители ГУ "УГМС", "ЦГМС-Р";
- на МРЛ-2, МРЛ-5, АМИИС - руководство ГУ "ГГО".
После утверждения заключения и акта о проведении среднего (планового) ремонта, и утверждения акта восстановленный ресурс (срок службы) метеооборудования, а также результаты поверки метеооборудования вносят в ФО (паспорт) отремонтированного изделия.
По истечении восстановленного ресурса (срока службы) метеооборудования аэродромов и при положительных результатах технической экспертизы, проводимой по 6.9.6 - 6.9.11, ресурс (срок службы) изделия может быть продлен на определенное значение (срок), но не более 60% от восстановленного ресурса (срока службы), представителями ГУ "ГГО".
После проведения среднего ремонта измерительного прибора (системы) производят проверку его технического состояния, а также регулировку, настройку, юстировку и поверку. О проведении среднего ремонта делают запись в ФО (паспорте) изделия.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт выполняют для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Капитальный ремонт метеооборудования производят на предприятиях-изготовителях по договорам с УГМС, ЦГМС или территориальным метеоагентством (филиалом).
Капитальному ремонту подлежит метеооборудование, восстановление эксплуатационно-технических параметров которого является экономически целесообразным.
С целью максимального использования выработавшего ресурс метеооборудования при капитальном ремонте целесообразно также выполнять его модернизацию. Рекомендуется:
- при капитальном ремонте РВО-2М преобразовывать его в ДВО-2 (или ДВО-2мк из состава АМИИС-2000), укомплектовывая передатчик и приемник РВО-2М блоком измерения и дистанционным пультом;
- при капитальном ремонте М-63М1 преобразовывать его в М-127 МП. Выполнять капитальный ремонт пультов М-63М1 нецелесообразно по причине несовершенства (несоответствия требованиям авиации: отсутствие скользящего осреднения и др.) методики выполнения измерений и обработки в М-63М1, реализованной в его пульте.
Дополнительно целесообразно для прошедших капитальный ремонт СИ видимости, высоты облаков и параметров ветра заказывать ремонтной организации работу по установке комплексной системы цифровой регистрации (АМИИС в неполной комплектации).
При отправке в капитальный ремонт изделия должны быть укомплектованы в соответствии с ведомостью комплектации, согласованной с ремонтной организацией до сдачи в капитальный ремонт. В этой ведомости указывают, что необходимо сдать в капитальный ремонт и чем изделие будет укомплектовано после капитального ремонта.
При отправке метеооборудования в капитальный ремонт к каждому изделию прилагают: акт оценки технического состояния (Приложение К) в двух экземплярах, ведомость комплектации, ФО.
Направляемое в капитальный ремонт изделие должно быть в чистом состоянии. В соответствии с требованиями транспортирования его необходимо законсервировать и упаковать по ЭД.
Ремонтные предприятия несут ответственность за работоспособное состояние метеооборудования в течение указанного гарантийного срока эксплуатации после капитального ремонта.
После выполнения капитального ремонта изделия предъявляют на оформление удостоверений годности согласно 6.4.19 - 6.4.23.